Лучшие фильмы Эльдара Рязанова

эльдар рязанов

30 ноября 2015 года умер Эльдар Рязанов. Гениальный советский режиссер, проживший 88 лет, благодаря своим картинам стал наставником и вдохновителем целого поколения. Вероятно, нужно очень постараться, чтобы после окончания своего жизненного пути люди самых разных национальностей, политических взглядов и социальных групп, не смотря на уйму идейных разногласий, единодушно вздохнули: «Эх, хорошего человека не стало!» Так за

Хотя смерть Эльдара Рязанова не стала большой неожиданностью, это событие откликнулось грустью в сердцах миллионов жителей бывших республик Союза. Поэтому будет вполне уместно вспомнить самые гениальные картины маэстро, за которые зрители 1/6 суши полюбили Эльдара Рязанова.


Лучшие фильмы Рязанова


15. Зигзаг удачи

зигзаг удачи

  • Год выпуска: 1968
  • Жанр: комедия
  • Оценка КиноПоиска: 7.84
  • Рейтинг IMDb: 7.3

Володя Орешников (Евгений Леонов) — молодой фотограф, которому неожиданно улыбнулась удача: ему удалось выиграть 10 000 рублей. Вот только на покупку лотереи он истратил общественные деньги, а этого рабочий коллектив простить не готов: сослуживцам становится понятно, что Орешников заслуживает всяческого осуждения. Кроме того, раз он играл на коллективные деньги, то и выигрыш должен принадлежать коллективу. Вокруг этого конфликта и строится сюжет.

Комедию можно отнести к новогодним фильмам — как и положено по законам жанра, все конфликты и споры исчезают в прошлом, на смену им приходит дух Рождества праздничное настроение и всеобщее веселье.

Картина выигрывает не только за счет Леонова, но и отличных второстепенных персонажей с хорошо выстроенными остроумными диалогами. Тем не менее логика, по которой главный герой должен с кем-то делить выигрыш, несколько спорная — может быть, Рязанов как раз и высмеивает коллективную атаку на везунчика?


14. Старики-разбойники

старики разбойники

  • Год выпуска: 1971
  • Жанр: комедия
  • Оценка КиноПоиска: 7,88
  • Рейтинг IMDb: 7,4

В легкой и сатиричной форме Эльдар Рязанов демонстрирует типичные отношения молодого и старшего поколения: когда следователя прокураторы Мячикова пытаются вытурить на пенсию, он решает доказать молодым свою проф.пригодность. Для этого вместе со своим другом инженером Воробьевым Мячиков совершает похищение картины, которое собирается блистательно раскрыть.

Действие картины происходит во Львове, что уже по-своему любопытно. «Стариков-разбойников» стоит также для того, чтобы еще раз оценить блистательную актерскую команду: Никулина, Миронова, Буркова, Евстигнеева и других. Вопрос отношений между поколениями раскрывается без лишнего фарса, так что фильм временами заставляет переживать и воспринимать определенные сцены с легкой грустью. Некоторым такой ход показался лишним, другим, наоборот, пришелся по душе.


13. Девушка без адреса

девушка без адреса

  • Год выпуска: 1957
  • Жанр: комедия, мелодрама
  • Оценка КиноПоиска: 7.92
  • Рейтинг IMDb: 7.2

Случайное знакомство в поезде лишает Пашку Гусарова душевного спокойствия — он влюбляется в попутчицу Катю, но не успевает узнать ее адрес: только начало названия улицы. Так что ему предстоят нелегкие поиски на фоне непривычно дружелюбной и светлой Москвы. Главных героев хорошо дополняет плеяда второстепенных ярких персонажей — подруга Кати, закадычный приятель Пашки и тонко высмеянные Масик и Кусик, такие себе снобы советских времен.

Существует как минимум 3 причины пересмотреть эту картину: отличные актеры (Рыбников, Карпинская, Эраст Гарин), согревающая атмосфера Белокаменной тех лет и легкий юмор, который дарит положительные эмоции самого светлого толка.


12. Забытая мелодия для флейты

забытая мелодия для флейты

  • Год выпуска: 1987
  • Жанр: мелодрама, драма
  • Оценка КиноПоиска: 7.95
  • Рейтинг IMDb: 7.5

Леонид Филимонов имел все, чтобы считаться успешным: удачно женился на дочери значимого человека, сделал хорошую карьеру, став начальником Главного управления. Вот только знакомство с несколько наивной, но одновременно сильной и прямолинейной медсестрой Лидой переворачивает привычный уклад жизни Леонида. Он мечется между привычным устоем, социальными обязательствами, карьерой и вновь нахлынувшими чувствами.

«Забытая мелодия для флейты» — социальная драма, хорошо подходящая к своему времени; к эпохе перестройки и гласности. В ней нет идеализированных, абсолютно светлых персонажей, они не поделены на плохих и хороших. Главный герой борется с сомнениями и переживаниями, далеко не всегда совершая правильные и благородные поступки. Именно эта картина стала одним из последних по-настоящему признанных шедевров Рязанова.


11. Карнавальная ночь

Карнавальная_ночь

  • Год выпуска: 1956
  • Жанр: музыкальная комедия, мелодрама
  • Оценка КиноПоиска: 7.95
  • Рейтинг IMDb: 7.7

Это кино — одна из первых работ Рязанова. Почти 20 лет, с момента выхода и до появления «Иронии судьбы», «Карнавальная ночь» была классической новогодней комедией для жителей СССР. Впрочем, многие остаются верны этой картине до сих пор, считая ее лучшим фильмом для просмотра в зимний вечер под теплым пледом. Именно «Карнавала ночь» подарила популярность ныне хорошо узнаваемой песне Людмилы Гурченко «5 минут».

Сюжет в меру простой: компания молодых ребят, работающих в клубе, готовятся вместе встречать Новый Год. Но директор клуба, товарищ Огурцов, собирается все держать под строгим контролем и превратить грядущий вечер в гремучую смесь народной самодеятельности и парт.собрания. Но разве какой-то напыщенный бюрократ сможет помешать молодой компании устроить настоящий праздничный бал?


10. Вокзал для двоих

вокзал для двоих

  • Год выпуска: 1982
  • Жанр: мелодрама
  • Оценка КиноПоиска: 7.98
  • Рейтинг IMDb: 7.9

Случайная встреча на вокзале сталкивает двух, казалось бы, совершенно разных людей. Ну как, «сталкивает»: все начинается с банального для советского общепита конфликта — интеллигент Платон Рябинин оказался недоволен поданным борщом, что и высказал официантке Вере. Но социально разные люди, раскрывшие свои характеры в волевой схватке за качество блюда, оказались неожиданно близкими и понятными друг другу. Правда, на пути к хеппи-энду стоит хотя бы то обстоятельство, что Платона ожидает суд и места не столь отдаленные…

«Вокзал для двоих» удачно переплетает трагичную историю и действительно веселый юмор. В этом отношении его любят сравнивать с «Иронией судьбы». Но отличие этой картины в большей степени реализма: здесь нет удивительных совпадений, случайных перелетов по пьяне и прочих «новогодних» чудес. Все намного проще. А с другой стороны, сложнее — ведь происходящее намного больше похоже на простые человеческие судьбы.


9. Гусарская баллада

гусарская баллада

  • Год выпуска: 1962
  • Жанр: музыкальная комедия
  • Оценка КиноПоиска: 7.97
  • Рейтинг IMDb: 7.5

Во время костюмированного балла Шурочка Азарова примеряет костюм гусара. Она насколько хорошо вживается в роль, что ее не узнает собственный жених. Шурочка не удерживается от искушения знатно потроллить своего возлюбленного, а заодно узнать его получше.

«Гусарская баллада» знакома всем — не даром этот мюзикл занял почетное 40-е место среди самых посещаемых фильмов в СССР. С популярностью приходит и критика: одни сетуют на слишком театрализованные костюмы, другим не хватает правдоподобности в постановке схваток, третьим не по душе стихотворный слог, а четвертые плюются от самой идеи переодевания женщины в мужчину.

Но все остальные, кроме этих четверых, готовы закрывать глаза на подобные элементы: на минуточку вспомним, что это музыкальная комедия, мюзикл, экранизированный анекдот, водевиль, историческая шутка, а не блокбастер о войне с Наполеоном. Так о чем речь? «Гусарская балада» — просто смешная и наивная история, пускай и основанная на реальных событиях. Но реальность всегда на порядок скучнее фильмов Рязанова — и не его в том вина.


8. Дорогая Елена Сергеевна

дорогая елена сергеевна

  • Год выпуска: 1988
  • Жанр: драма
  • Оценка КиноПоиска: 8.03
  • Рейтинг IMDb: 7.4

Перестроечная драма, которая отлично продемонстрировала разницу между старой и новой идеологией, живущей в сердцах разных поколений советских людей. Елена Сергеевна — «идейная» интеллигентная учительница, с четко выстроенными жизненными принципами. Ее убеждения могут казаться несколько наивными, но от того не менее твердыми.

Ученики Елены Сергеевны представляют иную, противоположную систему ценностей: они хотят получить возможность подменить результаты экзамена, чтобы получить высокую оценку. Бесстрашие и максимализм, с которым молодое поколение берется за решение своих проблем, кажется понятным — за окном перестройка, идеи честности, совести и долга выглядят забытыми и не актуальными.

Десятиклассники, показанные в драме, представляют разные типажи — у каждого из них своя собственная мотивация, свой характер. Что их объединяет, так это убежденность в том, что цель оправдывает средства. Раскрыть последствия такого потребительского мышления Эльдар Рязанов сумел мастерски, с непривычной для него жесткой правдивостью.


7. О бедном гусаре замолвите слово

О бедном гусаре замолвите слово

  • Год выпуска: 1980
  • Жанр: драма, комедия, мелодрама
  • Оценка КиноПоиска: 8.00
  • Рейтинг IMDb: 8.1

Еще одна «гусарская баллада», только на этот раз Эльдар Рязанов решил поведать зрителям историю, над которой можно не только посмеяться, но и задуматься. При желании в «Бедном гусаре» без проблем можно увидеть раскрытие злободневных вопросов, элегантно перенесенных в XIX век. Поскольку картина была предназначена для ТВ, хронометраж растягивается на целых 3 часа. Но что может быть лучше 3 часов в компании отличных актеров, включая неподражаемого Леонова в роли Бубенцова?

По сюжету граф Мерзляев прибывает в расположение гусарского полка, чтобы проверить его состав на благонадежность. Для этого он обращается за помощью к актеру Бубенцову: тот должен изобразить опасного диссидента и попробовать убедить одного из «подозрительных» корнетов встать на его сторону. Но Бубенцов неожиданно с головой уходит в роль… Интригующий и продуманный сюжет позволяет с удовольствием наслаждаться картиной, закрывая глаза на несколько анекдотично изображенных гусар.


6. Невероятные приключения итальянцев в России

Невероятные приключения итальянцев в России

  • Год выпуска: 1973
  • Жанр: драма
  • Оценка КиноПоиска: 8.03
  • Рейтинг IMDb: 7.8

«Приключения итальянцев» не похожи на другие фильмы Рязанова. Возможно, все дело в совместном производстве — итальянцев играли итальянские актеры, компанию которых разбавлял Андрей Миронов, Евстигнеев и Ольга Аросева. В результате получилась приключенческая комедия, больше похожая на творения Гайдая — привычный «рязановский» текстовый юмор и диалоги уступили место гэгам, трюкам и отсылкам к популярным на то время фильмам типа «Этот безумный, безумный, безумный мир». Это не значит, что фильм плохой — просто он другой; такой, который может быть легко воспринят не только нашим, но и зарубежным зрителем.

«Приключения итальянцев в России» начинаются в Италии. Лежа на смертном одре (на самом деле в больничной палате, но это не так пафосно звучит) эмигрантка из России рассказывает своей внучке о сокровищах, спрятанных в Петербурге подо львом. Правда, что это за лев дама не успевает рассказать. Волей случая, о сокровищах узнает не только внучка: в результате на поиски клада отправляется целая делегация разношерстных персонажей, которую в Ленинграде встречает местный гид (Миронов).


5. Гараж

гараж

  • Год выпуска: 1979
  • Жанр: драма, комедия
  • Оценка КиноПоиска: 8.06
  • Рейтинг IMDb: 8.3

Пытался ли Рязанов обыграть и переосмыслить «12 разгневанных мужчин», вышедших в 1957 году? Вполне возможно. Но, в отличие от того фильма или ремейка «12» Михалкова, «Гараж» разбавляет серьезность происходящего хорошей комедийной составляющей. Что никак не умаляет значимости затрагиваемых вопросов: это все тот же искусный срез общества, демонстрирующий различные типажи современного (да-да, именно современного) человека, с его хроническим стремлением не вникать в чужие проблемы.

Как и в фильме «12», сюжет «Гаража» построен вокруг определенной группы людей, которой необходимо принять решение, затрагивающее других. В данном случае речь идет о необходимости выпнуть из гаражного кооператива 4 человек. Конечно, потеря гаража — не тюремный срок и не судебный приговор, но тем не менее оказаться в списке не хочется никому. Первоначальная попытка решить все быстро и равнодушно разбивается о человеческий фактор: вдруг кому-то становится не все-равно.


4. Жестокий романс

жестокий романс

  • Год выпуска: 1984
  • Жанр: драма, мелодрама
  • Оценка КиноПоиска: 8.09
  • Рейтинг IMDb: 8.1

Антураж «Жестокого романса» напоминает «Гордость и предубеждение» Джейн Остин: все тот же показной блеск общества, помешанного на социальном положении, самолюбии и деньгах. Особенно деньгах. Действие происходит в XIX веке, вот только от былой «гусарской» наивно-доброй атмосферы не осталось и следа, как будто Михалков (в хорошем смысле этого слова) подавал определенные идеи Эльдару — уж больно атмосфера в его вкусе.

Мамаша главной героини, Ларисы Огудаловой, смыслом своего существования видит успешное замужество дочерей. Вот только за красивой внешностью Ларисы нет того расчетливого ума, который бы согласился довольствоваться столь меркантильными жизненными целями. Естественное желание найти того, кто будет ценить ее за душевную красоту, а не только внешнюю; желание найти родственную душу сводят ее с Сергеем Паратовым (Михалков) — но действительно ли этот балагур способен по-настоящему любить?


3. Берегись автомобиля

берегись автомобиля

  • Год выпуска: 1966
  • Жанр: комедия, мелодрама
  • Оценка КиноПоиска: 8.09
  • Рейтинг IMDb: 8.3

«Берегись автомобиля» — история о советском Робин Гуде, Юрие Деточкине (Смоктуновский). Любопытно, что изначально главная роль предназначалась для Юрия Никулина, но тому помешали цирковые гастроли. Впрочем, Смоктуновский справился на «отлично», сыграв одну из лучших ролей в своей карьере. Герой Смоктуновского угоняет автомобили у нечистых на руку владельцев, которые далеки от честного труда.

Вопреки аналогиям с Робин Гудом, Деточкина разыскивает вовсе не коварный шериф, а такой же идейный человек с обостренным чувством справедливости. По вечерам они вместе играют на сцене театра самодеятельности, а днем каждый занятый своей работой. «Берегись автомобиля» не проводит четкой линии между тем, что хорошо, а что плохо, оставляя этот вопрос на рассуждения зрителя. Но качественный юмор комедий Рязанова здесь, несомненно, присутствует и господствует.


2. Ирония судьбы или С легким паром!

ирония судьбы

  • Год выпуска: 1975
  • Жанр: комедия, мелодрама
  • Оценка КиноПоиска: 8.10
  • Рейтинг IMDb: 8.4

Вот и подошли к самой известной и поистине народной картине Эльдара Рязанова. Она не нуждается в представлении. И я не имею ни малейшего понятия, какое описание сможет не выглядеть банальным на фоне этого фильма. Рассказать о сюжете? Да пожалуйста: Женя со своими друзьями перед Новым Годом отправляются в баню, где они изрядно бухают (будем называть вещи своими именами). Как следствие, Женя «по ошибке» отправляется в Ленинград и знакомится с Надей, которая собиралась провести праздничный вечер в компании своего жениха. А вместо этого находит у себя дома странного подвыпившего незнакомца.

Но разве это скупое описание может передать особый шарм «Иронии судьбы», который Рязанов с помощью отличных актеров, Мягкова и Брыльской, смог донести и разделить с миллионами зрителей? А чего стоят душевные песни в исполнении Нади: «На Тихорецкую» или «Мне нравится»? И разве не удивил Яковлев, гениально исполнив роль Иполлита? Ведь именно благодаря его импровизации появились фразы «Какая гадость, эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла!», которых не было в сценарии. Нет смысла расхваливать очевидный шедевр. Действительно, это один из лучших фильмов Эльдара Рязанова.


1. Служебный роман

служебный роман

  • Год выпуска: 1977
  • Жанр: мелодрама, комедия
  • Оценка КиноПоиска: 8.14
  • Рейтинг IMDb: 8.5

А первое место досталось одной из лучших мелодрам в истории советского кинематографа. На вскидку сложно сказать, чем же эта история смогла выделиться среди многих ей подобных. Обычный инженер, Анатолий Ефремович Новосельцев, никак не может добиться долгожданного повышения. Его опытный товарищ Самохвалов дает Новосельцеву дельный совет: попробовать приударить за начальницей, Людмилой Прокофьевной, у которой репутация человека, далекого ото всякой романтики. Вот только Анатолий Ефремыч вовсе не похож на холодного рассчетливого «альфача», который сможет «идти по головам».

В «Служебном романе» смешалось все: темы дружбы и предательства, любви и одиночества. И все это среди декораций обычного рабочего коллектива. Все герои картины, даже второстепенные, выглядят удивительно одухотворенными. Как будто в их жизни на порядок больше смысла, чем в нынешней. Как будто они знают что-то такое, что мы уже подзабыли. Может, именно этим происходящее на экране так привлекает? Впрочем, комедийная составляющая не уступает любовной линии: так что «сухарям» и «мымрам», далеким от романтики, просмотр этого шедевра также подарит положительные эмоции.


[poll id=»40″]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Nelson/ автор статьи
Загрузка ...