Ежегодно снимается такое количество фильмов, что даже критики и опытные синефилы не успевают отслеживать все из них. Однако есть картины, вокруг которых разгорается просто невероятный, ничем не обоснованный ажиотаж. Эти истории широко обсуждают, их приводят в пример, как классику жанра и хвалят, хвалят, хвалят.

Да, каждое произведение, созданное кинематографической командой с умом и благими намерениями, заслуживает уважения. И данная статья ни в коем случае не унижает заслуги этих людей. И все же, необходимо поговорить о посредственных историях, которые по какой-то причине считаются классикой или шедевром, не имея на это особых оснований.


Большой пшик: список переоцененных фильмов


10. «Птицы»

Кадр из фильма "Птицы"

Фильм Альфреда Хичкока «Птицы» имеет средненький такой рейтинг на КиноПоиске в 7,6. Однако из-за имени режиссера картину продолжают упорно обсуждать вот уже 50 лет! Имеются ли на то особые причины? Очень и очень сомнительно.

Начнем с того, что у истории довольно посредственный сюжет. Профурсетка-блондинка объединяется с симпатичным мужчиной, чтобы спастись от обезумевших птиц. Нам толком не раскрывают характеры персонажей, не объясняют причину происходящих явлений. Сам фильм заканчивается внезапно, и финальный аккорд обескураживает, вызывая поток вопросов.

Скорее всего, успех «Птиц» можно объяснить именно именем постановщика. Все-таки, Хичкок — настоящая величина. «Психо», «Головокружение», «В случае убийства набирайте М» — это шедевры, неоспоримые и безупречные. И видимо зрители хвалят «Птиц» по привычке. Ну, а как можно иначе? Это все равно, что осуждать какие-то творения Кубрика (хотя и у него есть средние картины). Странно и неприлично в конце концов.

Однако «Птицы» — далеко не ужасная история, поэтому посмотреть ее можно, но фильм явно не заслужил того культового статуса, которым обладает.


9. «Касабланка»

Кадр из фильма "Касабланка"

А вот сейчас в автора полетят тухлые помидоры! Как можно помещать великую «Касабланку» в этот список? Давайте порассуждаем. Настолько ли она великая?

Актеры играют холодно, привычной современному зрителю страсти здесь нет. Персонажи не раскрываются в полной мере, да и деятельность сопротивления здесь показана как-то скомкано.

Проще всего объяснить популярность картины временем ее выхода. В 1942 году это было смело, ярко, оригинально. Актеры здесь действительно хорошие, но сюжет слишком линеен, прост и местами до жути предсказуем. Проникнуться романтической атмосферой просто не получается. А ведь у ленты имеется целых три Оскара и статус одной из главных романтических мелодрам всех времен и народов.

Тем, кто любит «Касабланку» хочется посоветовать еще раз пересмотреть «Унесенных ветром». Последняя картина снята на три года раньше первой, но напряженности и характера в ней гораздо больше. Что уж там, Скарлетт и Ретт с первых минут могут уделать Ильзу и Рика.

Еще одним подтверждением моих слов становится то, что современные зрители за редким исключением «Касабланку» не знают. Хотя отрицать величие фильма для своего времени невозможно.


8. «Римские каникулы»

Кадр из кинофильма "Римские каникулы"

Раз уж вызывать всеобщую ненависть, так уж делать это по-крупному! «Римские каникулы» — предсказуемая и до скрежета в зубах наивная история. Да, она красивая. Да, Одри Хепберн здесь просто удивительно мила. Но разве это может быть оправданием непроходимой глупости?

По сюжету юная принцесса выдуманного государства сбегает из дворца, чтобы увидеть Рим во всей красе. Она попадает в приключения, знакомится с очаровательным журналистом и влюбляется в него.

Весь фильм — это воспевание города и его достопримечательностей. Конечно, в 50-х годах «Римские каникулы» смотрелись, но сейчас…

Среди достоинств можно назвать забавного Грегори Пека и блестящие наряды Одри Хепберн. Культ вокруг картины связан с идолопоклонничеством Хепберн. Все-таки икона стиля на все времена. В качестве мелодрамы «Римские каникулы» также не особенно убедительны, но фильм смотреть приятно, пусть местами и очень скучно.


7. «Жизнь прекрасна»

Кадр из фильма "Жизнь прекрасна"

Первый просмотр фильм «Жизнь прекрасна» практически у всех вызывает яркие, неизгладимые эмоции. Снять картину о геноциде евреев, о жизни в концлагере так, чтобы она казалась жизнеутверждающей — дорогого стоит.

Однако кинематографический опыт нарастает, зритель взрослеет и повторный анализ уже не вызывает столь положительных эмоций.

«Жизнь прекрасна» грешит тем же, что и «Римские каникулы», а именно какой-то космической наивностью. Фильм рассчитан на аудиторию подросткового возраста и простым языком говорит об очень серьезных вещах. А еще с каждым кадром кривляния Роберто Бениньи раздражают все больше и больше!

Конечно, ленту нельзя назвать абсолютно проходной, она хорошая, но не более того. Статус культового шедевра «Жизнь прекрасна» не заслужила. Собственно, дальнейшая карьера Бениньи доказала, что и Оскар, отданный ему, был лишним. Уж лучше бы наградили Эдварда Нортона за его колоссальные труды в «Американской истории Икс».

Кто-то может сказать, что данная работа уникальна в своем роде благодаря совмещению комедии и драмы, но не будьте так ограничены. Лучше посмотрите «Яков лжец». Там о жизни евреев во время Холокоста рассказывается намного лучше, и повадки Робина Уильямса раздражают куда меньше.


6. «Великолепная семерка»

Кадр из фильма "Великолепная семерка"

Если открыть любой список, посвященный лучшим вестернам, там всегда можно отыскать «Великолепную семерку». Как отдельное произведение, посвященное ковбоям, фильм кажется вполне достойным и местами даже интересным. Однако, при сравнении с первоисточником, «Великолепная семерка» значительно теряет очки!

«Семь самураев» — это шедевр, классика, которой будут засматриваться еще наши внуки. Да, смотреть ленту сейчас очень сложно, так как она черно-белая и местами кажется затянутой, странной. Однако это никак не сказывается на философском посыле.

В «Великолепной семерке» никакого посыла нет. Это просто стрельба, шуточки «за 300» и четкое разделение героев на хороших и плохих. Просмотр этого фильма еще раз доказывает, что на западе всегда спустя рукава снимали ремейки на азиатскую классику. Данную ленту можно твердо назвать переоцененной, но она не ужасна (собственно, как и все представители данного списка). Просто перед нами попытка выехать на чужом величии. Подражание ведь лучшая форма лести?


5. «Энни Холл»

Кадр из фильма "Энни Холл"

Критики и зрители единогласно называют «Энни Холл» лучшим фильмом Вуди Аллена. Как? Почему? Перед нами скучная, линейная история, которая никак не меняет героев. Конечно, здесь есть парочка удачных шуток (знаменитая сцена с кокаином и чихом, например), но это не окупает гигантский кредит доверия.

Сюжет прост: мужчина знакомится с женщиной, но из-за особенностей его характера отношения вскоре начинают разрушаться. Что тут скажешь, герой Вуди Аллена действительно мужчинка отталкивающий, поэтому зрители весь фильм пытаются понять не мотивы его действий, а причину, по которой персонаж Дайан Китон его терпит.

Кстати, Китон — лучшая часть этой истории. Она буквально изменила модные каноны своими образами будто с мужского плеча. Да и ее героиня — само обаяние.

Фильм завалили Оскарами и прочими наградами, а поклонники Аллена продолжают облизывать его с ног до головы. Но нет! Лучше посмотрите «Ханна и ее сестры», «Полночь в Париже» или «Матч Поинт». Время потратите с куда большей пользой.


4. «Аватар»

Кадр из фильма "Аватар" Джеймса Кэмерона

Самый юный участник нашего списка. Джеймс Кэмерон — великий режиссер, умеющий грамотно сочетать нацеленность на массы и философию. Однако «Аватар» можно смело назвать одним из худших его фильмов.

Фильм абсолютно вторичен. Он ворует идеи из «Последней фантазии», «Принцессы Мононоке», «Покахонтас», но при этом пытается выглядеть оригинальным. Актеры здесь играют через пень колоду, а Сэм Уортингтон будто и вовсе не способен изобразить хоть какую-то эмоцию.

Однако успех фильма вполне себе объясним, и причина тому — эффекты. В 2009 году «Аватар» буквально открыл новые горизонты. Зрители ломились в кинотеатры, сделав творение Кэмерона самым кассовым фильмом всех времен. Однако, чем больше проходит времени, тем сомнительнее выглядит история. Она чрезмерно поверхностна, затянута и вторична, поэтому заслуженно занимает место в нашем ТОПе.


3. «Английский пациент»

Кадр из фильма "Английский пациент"

На эту строчку очень хотелось поставить «Армагеддон» великого и ужасно Майкла Бэя. Однако сага о космических приключениях Брюса Уиллиса и так услышала массу нелестных эпитетов от критиков. А вот бронзового призера данного ТОПа принято неизменно хвалить. Как-никак у картины 9 Оскаров. Однако нас наградами не купишь!

Что же мы имеем на выходе? Перед нами обычная мелодрама о любви бравого героя к замужней дамой, которая заканчивается трагедией на фоне войны. Фильм очень скучный, пресный, безэмоциональный. А еще он затянут.

Однако нужно отдать должное актерам: каждый из них старается. Особенно хорош Райф Файнс. Однако объяснить только этим культовый статус и россыпь наград решительно невозможно. Зрители ленту тоже любят, неизменно ставя ей высокие оценки.


2. «Красота по-американски»

Кадр из фильма "Красота по-американски"

Тот случай, когда картина идеально вторит настроениям своего поколения, но не проходит проверку временем. На момент выхода «Красота по-американски» имела такой оглушительный успех, что доводами рассудка этого просто нельзя объяснить. Пять премий Оскар, сборы в 350 миллионов и безграничная любовь публики.

А история-то проще некуда. У Лестера кризис среднего возраста. Он не может найти общий язык с дочерью-подростком, попутно влюбляясь в ее подругу.

Однако, если уйти от анализа банального сюжета, то перед нами остается разрушение американской мечты. Именно это лежит в основе повествования и преклонение перед картиной вряд ли чем-то можно объяснить. «Красота по-американски» не прошла проверку времени, и уж о ней нынешнее поколение любителей кино точно вспоминает редко.


1. «Влюбленный Шекспир»

Фильм "Влюбленный Шекспир"

Однозначный триумфатор нашего списка обязан своим статусом ныне опальному Харви Вайнштейну. Продюсер настолько агрессивно продвигал ленту, что зрители и критики капитулировали. Как результат, семь Оскаров и почти 300 миллионов сборов при бюджете в 25!

Насколько же банален, скучен и ужасен этот фильм. Актерская игра на уровне любительского спектакля, скучные диалоги, полное перевирание биографии Шекспира. Кажется, после вручения наград критики пришли в себя, и сейчас рейтинги у ленты небольшие. Однако историю не перепишешь. «Влюбленный Шекспир» считается классикой, а у Гвинет Пэлтроу есть актерский Оскар, которого она не заслужила.

Еще раз подчеркну, что данный список не имеет цели кого-то обидеть. Но, так сказать, накипело. Далеко не всегда признанная классика является достойной, а хорошие картины входят в число шедевров. Именно поэтому перед тем, как сформировать свое личное мнение об указанных картинах, посмотрите их. Возможно, ваш список переоцененных работ окажется совершенно другим.

Не будь снобом... Сделай репост!

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Насчет Касабланки согласен,насчет Птиц не знаю не видел,Жизнь прекрасна- да я просто расказывал домашним фильм они плакали еще не посмотрев!кривляния Бениньи на фоне всего остального в этом вся фишка чувак!покайся,Римские каникулы это фильм о ЛЮБВИ!!! какая прямолинейность это не ДЕТЕКТИВ,в фильме есть душа чего нет в современных поделках,Английский пациент?все надоело пиши лучше про покемонов,все тупые один ты гений

  2. Автор указывает здесь оскароносные фильмы, о которых все еще помнят. При этом Оскара получила еще много фильмов, о которых никто и не помнит. И вот все эти фильмы вполне могут быть переоценены.
    Насчет списка: вы предъявляете одинаковые требования к фильмам разных жанров, что странно. Я не смотрела Влюбленный Шекспир, Энни Холл, Жизнь прекрасна. Все остальные фильмы может и кажутся переоцененными на современный взгляд, но они создавались и оценивались в свое время, считаются классикой. Если вы в них не видите ничего «такого», то это скорее говорит о вас, чем о них. Например, «Аватар». Да, там вторичный неразвитый сюжет. Но на фильм шли не ради сюжета, а ради нового мира в кино. Ни одного оскара емнип он не получил. Так в чем его переоцененность? Ни в чем. Это фильм, который раздвинул границы визуала, за что и оценен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here