Теория авторского кино неспроста получила такое распространение. Над фильмом неизменно работает очень большая команда, но его творцом считают именно режиссера. Если у постановщика есть свой уникальный творческий стиль, его работы можно легко узнать по первым кадрам.

Конечно, существуют и ремесленники, которые лишь пересказывают сценарий (хороший или плохой), не привнося в историю свою индивидуальность. Однако у нас речь пойдет о деятелях кино иного масштаба. Мы отобрали для Вас десятку режиссеров, чей почерк просто невозможно спутать!


Режиссеры с уникальным собственным стилем


Квентин Тарантино

Тарантино

  • Основные черты: диалоги ни о чем с глубоким посылом или связью с сюжетом, повышенная жестокость, частое наличие так называемого «мексиканского тупика» (когда несколько героев наставляют друг на друга оружие).

Начнем с очевидного лидера нашего списка. Фильмы Тарантино невозможно перепутать с творениями других режиссеров. Даже если он работал над лентой только как сценарист или продюсер, его рука неизменно чувствуется.

Первая и наиболее яркая отличительная черта лент от маэстро — диалоги. Персонажи могут говорить о песнях Мадонны, философии комиксов про Супермена или о названиях фаст-фуда в разных странах мира. Так или иначе, диалог сможет раскрыть персонажа или в дальнейшем повлияет на сюжет. Подобный элемент можно встретить во всех картинах режиссера.

Также Тарантино зарекомендовал себя, как постановщик, буквально помешанный на повышенной жестокости. Развязка в «Джанго освобожденном», разборка с целой армией якудза в «Убить Билла», отрезание уха в «Бешеных псах» — всякий раз он использует литры крови.

К тому же, Квентин обожает яркие цвета (например, желтый фургончик из «Убить Билла» и байкерский костюм главной героини) и часто прибегает к нумерации глав в сюжете. Можно упомянуть неизменное присутствие криминалитета в кадре, наличие обаятельного злодея и многое прочее. За 25 лет работы в кино Квентин создал совершенно невероятный стиль, который ни с чем не спутать.


Стэнли Кубрик

Кубрик

  • Основные черты: выверенность кадра, использование классической музыки, любовь к крупным статичным планам.

Главная характерная черта Стэнли Кубрика, как режиссера — это любовь к перфекционизму. В Голливуде ходили легенды о тех мучениях, которые актеры переживали на съемочной площадке. Так, Джек Николсон сломал несколько десятков дверей во время работы над кульминацией «Сияния», так как Кубрик оставался недоволен полученными кадрами.

Режиссер обожает показывать статичные кадры, в которых внезапно что-то происходит. Плюс, он неизменно давит на психику зрителя демонстрацией жестокости («Заводной апельсин») или элементарных странностей в характере персонажа (любая картина Кубрика).

И, конечно, творения мастера невозможно представить без классической музыки. Саундтрек обычно звучит громко, буквально оглушая зрителя и лишая его всякой возможности сопротивляться.


Майкл Бэй

Майкл Бей

  • Основные черты: демонстрация американского флага, завышенный патриотизм и взрывы, взрывы, взрывы.

Если серьезно, то Майкл Бэй — очень спорный режиссер. Его картины неизменно собирают огромную кассу, но при этом их разносят критики. Постановщик любит работать над масштабными лентами, где можно все крушить и разрушать.

Он очень часто прибегает к использованию пиротехники, что зачастую смотрится нелепо. Также Бэй обожает длинные планы с демонстрацией природных красот и американского флага на фоне. Добавьте к этому патриотичные речи, повышенный героизм всех персонажей и четкое разделение героев на хороших и плохих.

Бэй слишком увлекается спецэффектами, поэтому практически все его герои лишены выпуклости характера. Ну, попробуйте хотя бы в 6-7 предложениях охарактеризовать героев из «Перл-Харбора» или «Армагеддона». Персонажи оказываются настолько плоскими, что для их характеристики часто хватает парочки слов («заботливый отец», «дева в беде», «симпатичный добряк» и так далее).


Тим Бертон

Бертон

  • Основные черты: любовь к готике, мрачность, наличие грима на всех персонажах, использование чудика в качестве главного героя.

Тим Бертон — еще один постановщик, стиль которого просто невозможно перепутать. Он любит мрачные сказки или вопиюще яркие истории. Герои Бертона либо чрезмерно странные, либо до безумия банальные. Получается, что в творениях мастера просто нет золотой середины.

Вспомните готического Бэтмена от Тима Бертона, его Суини-Тодда, загадочную «Сонную лощину». Это первый пласт возможных историй мастера. Такие ленты выглядят странно, порой пугающе, но атмосферно.

Второй вариант развития событий иллюстрирует «Алиса в стране чудес» или «Чарли и шоколадная фабрика». Аляповатый мир, очень странный, яркий до безумия. Такая своеобразная фантазия шизофреника.

Конечно, нельзя обойти вниманием любовь Бертона к использованию одного актерского состава. Хелена Бонэм Картер и Джонни Депп уже давно ассоциируются с фриковатыми шедеврами режиссера.


Ларс фон Триер

Ларс фон Триер

  • Основные черты: предельный минимализм, неоднозначные герои, минимальное использование саундтрека и любовь к жестокости.

Ларс фон Триер считается основателем движения «Догма 95». Его творения всегда минималистичны, в них практически отсутствует саундтрек, но зато имеется очень необычная история с нестандартной подачей сюжета.

Вспомним, например, «Догвилль». Там мастер обошелся в принципе без декораций, разыгрыв трехчасовую историю практически в театральных условиях. А «Антихрист» обходится не только без большого числа локаций, но еще и без толпы актеров. Исполнители главной роли, необычная история — вот и все, что требуется постановщику.

И, конечно, перед просмотром очередного творения режиссера важно понимать, что Вас морально изнасилуют. Фильмы Триера шокируют, они сотрясают душу, а часто и вовсе меняют человека. Именно за это скандинавского скандалиста и любят его многочисленные поклонники.


Джеймс Кэмерон

Кэмерон

  • Основные черты: размашистость повествования, любовь к спецэффектам и сильным женским персонажам.

От минималиста переходим к тому, кто все делает по максимуму. Смиримся с фактом: Джеймс Кэмерон является одним из самых узнаваемых, кассовых и креативных творцов своего поколения. Его фильмы кажутся непохожими друг на друга, но все-таки у мастера давно выработался творческий стиль.

Во-первых, это использование перспективной идеи при условии размашистого повествования. Его герои постоянно меняют локации, они любят пострелять и повзрывать на радость зрителям.

Во-вторых, это гармоничное сочетание компьютерной графики и реальных трюков. Почему «Терминатор 2» до сих пор смотрится так бодро? Потому что Кэмерон действительно взрывал грузовики на съемочной площадке, рисковал жизнями каскадеров и актеров. Даже в «Аватаре», где мы толком не видим настоящих людей, Кэмерон старался не злоупотреблять хромакеем.

И третья, очень важная черта режиссера — любовь к сильным женским персонажам. Его Эллен Рипли во втором «Чужом» становится настоящей воительницей. Хелен Таскер из «Правдивой лжи» может навалять злодею, да и собственного мужа держит в узде. Ну, а Сара Коннор — это в принципе эталон сильного женского персонажа. Даже на Оскаре 2012 года режиссер героически проиграл сильной женщине и своей бывшей жене по совместительству. Чем не герой для феминисток?

Статья по теме: Режиссеры без профильного образования


Дэвид Линч

Дэвид Линч

  • Основные черты: любовь к нуару, использование насыщенных красок, обилие пугающих моментов даже там, где это не нужно, невероятно запутанные сюжеты, разгадать которые невозможно.

Итак, представьте комнату с красными стенами. Перед Вами танцует карлик в костюме кролика, который держит в руках отрезанное ухо. Именно таким месивом среднестатистическому зрителю кажется любой фильм Дэвида Линча.

Стиль режиссера невозможно с чем-либо перепутать. Он обожает играть с яркими красками, и при этом получает особое удовольствие от запугивания зрителей. Его герои (особенно женщины) всегда немного в стиле ретро, а действие сюжета неизменно развивается медленно, размеренно.

От своего фирменного стиля постановщик отошел лишь однажды, когда снял ленту с говорящим названием «Простая история». Здесь сюжет и правда был элементарным, а герои приземленными.

Кстати, еще одной чертой, присущей практически всем фильмам Линча, можно назвать увлечение паранормальным. Любит он запихнуть иррациональное в совершенно обычный, на первый взгляд, сюжет. Собственно, поэтому от второго сезона «Твин Пикс» зрители были не в восторге.


Альфред Хичкок

  • Основные черты: повышенный градус напряжения, использование тревожной музыки, эталонная хичкоковская блондинка (а иногда и две) в центре сюжета.

Еще один любитель попугать зрителя перед сном. Вот только «папа» саспенса сверхъестественным не увлекается. Ему гораздо интереснее пугать зрителей обычными явлениями, например, шизофренией или убийством. Причем в руках мастера страшным может быть что угодно. Вы когда-нибудь думали, что стайка ворон способна напугать до одури?

Хичкок любит нагнетать напряжение до предела, используя любые подручные средства, включая тревожную музыку. А чтобы вы не сошли с ума, наблюдая за ужасом всего происходящего, в центре повествования обязательно окажется красивая блондинка нордического типа. Она будет недалекой, стервозной и в какой-то мере недоступной. Многие аналитики творчества Хичкока сходились во мнении, что главная героиня режиссера воплощает его потаенные комплексы. Так это или нет, но творения мастера угадываются легко благодаря фирменному стилю.


Мартин Скорсезе

Скорсезе

  • Основные черты: большая продолжительность фильма, размеренное повествование, анализ преступного мира, акцентирование на мужских персонажах.

Фильм Мартина Скорсезе — это продолжительная история (часто основанная на реальных событиях). В ней герой сталкивается с неким злом в виде преступления, но по-разному реагирует на него. Так, главный герой «Таксиста» решает бороться, один из персонажей «Отступников» примыкает к злу, а ребята из «Славных парней» или «Казино» сами являются воплощением опасности.

Режиссер очень любит долгие диалоги, качественно прорисовывает портреты персонажей, ставя во главу угла мужские характеры. Женские ленты в его карьере были, но лишь на раннем этапе творчества.

И, конечно, Скорсезе не был бы собой, если бы не имел любимчика среди актеров. Без малого двадцать лет этим статусом хвастается Леонардо Ди Каприо, а до этого была эра Роберта де Ниро и Джо Пеши.


Уэс Андерсон

Уэс Андерсон

  • Основные черты: любовь к яркой монохромной гамме и симметрии. Обилие персонажей с уникальными чертами характера, добавление толики юмора даже в самые серьезные сюжеты.

Фильмы Уэса Андерсона — это настоящий праздник красок и оригинальности. Так как снимает он, не снимает никто в мире. Режиссер любит работать с необычными характерами, поэтому в его фильмах редко встречаются заурядные личности. А даже если они и есть, то выполняют одну функцию: на своем фоне показывают необычность заглавного персонажа.

Андерсон не любит подавать сюжет на серьезных щах, поэтому в его картинах часто присутствует юмор, но не сортирный. Это интеллектуальные шуточки, которые вызывают скорее улыбку, чем дикий хохот.

И, конечно, то, что сделало Андерсона легендой — работа с цветом. Он умеет так насытить каждый сантиметр пленки красками, что кадры из его лент хочется растащить на заставки для рабочего стола. «Отель «Гранд Будапешт» — наилучший тому пример.


Режиссеров в мире существует великое множество, но в веках удается остаться лишь тем, которые умудряется создать свой уникальный стиль. А какие работы известных постановщиков с уникальным видением мира наиболее впечатлили Вас?

Не будь снобом... Сделай репост!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here