Моя первая спортивная катастрофа приключилась где-то в шесть лет, когда я думал, что играю со старшими ребятами в футбол. Вратарь нашей команды в невероятном прыжке отбил мяч, отреагировал на добивание соперника, но оказался бессилен, когда мяч ударился о мое колено и влетел в наши ворота. Так я забил свой первый гол в двором футболе.

Долгое время я был уверен, что это и есть самая настоящая катастрофа. Но спасибо интернету — он смог загладить старые душевные травмы, рассказав о настоящих трагедиях в мире спорта, на фоне которых моя история выглядит мелкой и невзрачной. И так, позвольте рассказать о самых черных днях в истории мирового спорта.


Крупнейшие спортивные трагедии


10. Гибель команды «Шапекоэнсе»

Шапекоэнсе

28 ноября 2016 года весь футбольный мир узнал о бразильской команде «Шапекоэнсе». Правда, это была явно не та слава, которой могли жаждать молодые амбициозные футболисты: самолет, на котором они отправились на очередной матч, разбился. Кроме 9 членов экипажа, на борту находились игроки и сотрудники клуба, а также журналисты — всего 77 человек.

Во время полета у лайнера начались проблемы с электрооборудованием, из-за чего пилоты решили совершить экстренную посадку. Не дотянув до аэропорта каких-нибудь 17 км, лайнер врезался в гору. Шестерым людям, среди которых 3 игрока «Шапекоэнсе», удалось выжить.

Авиакатастрофа произошла над Колумбией, «Шапекоэнсе» летели на финальный матч Кубка Южной Америки с «Атлетико Насьональ». Дойти до финала этого турнира для малоизвестной команды из городка Шапеко уже было подвигом. Узнав о трагедии, руководство «Атлетико Насьональ» выступило с предложением объявить «Шапекоэнсе» победителем кубка — предложение поддержали.


9. Теракт на Олимпийских играх в Мюнхене

кровавая олимпиада

Олимпиада 1972 года проходила в Мюнхене. Немцы, чувствуя вину за Вторую мировую войну, намеренно поддерживали минимальный уровень охраны в олимпийской деревне, чтобы избежать атмосферы милитаризма. Глава израильской делегации выразил по этому поводу обеспокоенность — еврейскому народу в то время было не до игр в «мир во всем мире». Организаторы получили еще несколько других сигналов о возможных террористических атаках, но сочли их недостаточно серьезными, чтобы поменять подход к охране олимпийцев. Вечером 4 сентября, 8 боевиков из палестинской группировки «Черный сентябрь» перелезли через проволочную сетку, ограждавшую олимпийскую деревню, и захватили дом, в котором расквартировались спортсмены из Израиля.

Захват заложников

Слово «захватили» не отражает все драматические детали произошедшего:

  • Йосеф Гутфройнд, судья по борьбе, удерживал двери номера, не давая вооруженным террористам ворваться внутрь — тем самым он дал сбежать своему товарищу.
  • Другой судья по борьбе, Моше Вайнберг, сумел спасти постояльцев одной из квартир, убедив боевиков, что там живут спортсмены из другой страны.
  • Позднее он напал на террористов: одного из них он отправил в нокаут, а другого ранил ножом для фруктов. Во время драки, затеянной Вайнбергом, еще один спортсмен смог сбежать. Но самого Вайнберга застрелили.
  • Другой спортсмен, Йосеф Романо, также попытался дать отпор захватчикам — он ранил еще одного террориста, но сам был убит.

После окончания захвата здания, в руках террористов оказалось 9 заложников, еще 2 спортсменов были убиты. Целью этой акции было освобождения палестинцев, отбывающих заключение в Израиле. Но, поскольку официальный Израиль на то время был верен идее не вести переговоры с террористами, требования «Черного сентября» выполнять не собирались. Переговорщики как могли затягивали время, пока террористы не потребовали самолет для перелета в Каир.

Попытка освобождения заложников

Власти Германии решили обмануть боевиков: отвезти их на военную базу, устроив там засаду. 5 снайперов заняли позиции по периметру, еще один отряд полицейских, под видом пилотов, расположился в самолете. Они должны были захватить террористов, которые пошли бы проверять самолет. В это время снайперы убрали бы тех, кто остался охранять заложников.

Но все пошло не так: власти думали, что террористов всего пятеро. Их реальное количество установили примерно за полчаса до операции — когда предоставили террористам вертолет. Но менять план никто не стал. Самолет, который вроде бы как должен был доставить ребят из «Черного сентября» вместе с заложниками в Каир, оказался пустым. По некоторым данным, полицейские, находившиеся в самолете, в какой-то момент решили… просто уйти, решив, что все это слишком опасно — то ли побоялись взрыва самолета, то ли забыли выключить дома утюг. Таким образом двое боевиков, проверявшие самолет, сразу же догадались о ловушке, как только обнаружили, что на борту никого нет.

кровавая олимпиада

 

Снайперам приказали открыть огонь. Но, как оказалось, они были недостаточно квалифицированы и вооружены они были чем попало. В результате началась беспорядочная стрельба, которая продолжалась больше часа — именно столько времени понадобилось, чтобы появилась группа захвата на БТРе, которая не успевала к месту событий, застряв где-то в пробке. Террористы, поняв, что рейс в Каир отменяется, расстреляли заложников и подорвали гранатой вертолет. В ходе этой операции погибли все 9 спортсменов и один полицейский, еще один получил ранение. Также были убиты 5 террористов и 3 захвачены живыми.

Позднее небезызвестный Муамар Каддафи вытребовал у властей ФРГ тела погибших боевиков и организовал «героям Палестины» пышную похоронную церемонию. Оставшихся 3 боевиков освободили той же осенью по требованию других террористов, захвативших самолет. Правда, двое из них были потом уничтожены «Моссадом», но это уже совсем другая история.


8. Авиакатастрофа, в которой погиб «Пахтакор»

пахтакор ту-134

11 августа 1979 в небе над Днепродзержинском (сейчас Каменское) столкнулись два самолета Ту-134, в результате чего погибло 178 человек — все, кто находился на борту. Эта трагедия оказалась одной из самых многочисленных по числу жертв при столкновении самолетов. Основной причиной происшествия стали ошибочные указания двух диспетчеров, из-за чего ведомые ими самолеты не смогли разминуться.

Один из Ту-134 рассек кабину второго авиалайнера на две части (пилоты погибли на месте). Самолет с рассеченной кабиной рассыпался на части, а другой Ту-134 еще несколько минут оставался в воздухе — пилоты пытались совершить аварийную посадку, но на высоте 4 км лайнер потерял управление и рухнул вниз. Диспетчеры, не уследившие за движением самолетов, были приговорены к 15 годам колонии.

Среди погибших было 14 игроков «Пахтакора», тренер, врач и администратор — всего 17 представителей клуба. Вначале 1970х это был сыгранный коллектив, который заслуженно считался крепкой и перспективной командой. Уже тогда «Пахтакор» был известен не только в СССР, но и за его пределами, поэтому новость о катастрофе быстро разлетелась по всему миру.

Чтобы поддержать «Пахтакор», 16 игроков из других команд СССР решили перейти в команду из Ташкента. Также были внесены изменения в регламент чемпионата: в ближайшие 3 года, вне зависимости от результатов выступления, «Пахтакор» не мог вылететь из высшей лиги советского футбола.


7. Трагедия в «Лужниках»

памятник в Лужниках

20 октября 1982 года «Спартак» играл домашний матч 1/16 финала Кубка УЕФА с «Хаарлемом» (Нидерланды). Конец октября выдался на редкость холодным, в тот день температура опустилась до -10°С. Поэтому на стадион пришло меньше 17 000 зрителей.

Игра подходила к своему завершению: «Спартак» выигрывал со счетом 1:0 и многие болельщики, замерзнув, незадолго до финального свистка потянулись к выходу. Но на последней минуте матча Сергей Шевцов удвоил преимущество «Спартака». В это же время на одной из лестниц, ведущей к выходу из стадиона, началась давка. Некоторые издания утверждают, что именно гол Шевцова спровоцировал давку: дескать, уходящие люди, услышав новость о забитом голе, решили вернуться на стадион. Но очевидцы и результаты официального расследования рассказывают другую версию событий.

Хотя было несколько открытых выходов, большинство зрителей пытались спуститься по одной лестнице — той, которая выходила ближе к метро. Несчастье произошло в тот момент, когда девушка, шедшая в толпе, споткнулась и упала. Несколько человек попытались помочь ей подняться, но напирающая сзади толпа, невидящая произошедшего, сбила остановившихся людей с ног. Вскоре образовалась настоящая куча-мала из людей, на которую наступала многотысячная толпа.

Добавьте к этому, что на морозе многие болельщики решили согреться с помощью спиртных напитков, поэтому были достаточно невнимательны и напористы. А гол на последней минуте, наоборот, мог улучшить ситуацию — люди, остававшиеся на трибуне, перестали уходить и задержались на стадионе. Давка в «Лужниках» стала самой масштабной трагедией в истории советского спорта — тогда погибло 66 человек.


6. «Торино» — первая команда, пострадавшая в авиакатастрофе

Торино 1949

С 1946 по 1948 годы «Торино» трижды становился чемпионом Италии. На то время эта команда являлась таким же признанным грандом, как сегодня «Реал» или «Барселона». Но увы, ее золотой век закончился весьма трагично — «Торино» стала первой командой в истории футбола, серьезно пострадавшей в авиакатастрофе.

4 мая 1949 года команда возвращалась домой после матча с «Бенфикой». На борту самолета было 18 футболистов, тренеры и журналисты — всего 31 человек. После дозаправки в Барселоне самолет взял курс на Турин, но попал в зону повышенной туманности. Потеряв ориентацию в пространстве, пилот задел крылом ограду католического храма, стоявшего на холме. Самолет потерял управление и врезался в землю — все пассажиры на борту погибли.

После трагедии, «Торино» оставалось сыграть еще 4 матча до конца чемпионата. До катастрофы команда занимала первое место, но вполне могла упустить звание чемпиона — новый состав был на скорую руку собран из дублеров и юниоров. К чести соперников «Торино», в оставшихся матчах они также выставили молодежный состав. В результате «Торино» выиграл все оставшиеся игры и завоевал первое место: погибшие футболисты посмертно стали чемпионами Италии 1949 года.


5. Давка на стадионе «Хиллсборо»

Хиллсборо

В полуфинале Кубка Англии, 15 апреля 1989 года, «Ноттингем Форест» принимал «Ливерпуль». Еще до начала матча руководство «Ливерпуля» выступило с просьбой перенести матч на другой стадион — гостевые трибуны «Хиллсборо» не могли вместить всех желающих посмотреть игру мерсисайдцев. Но им отказали. Непосредственно перед матчем «Ливерпуль» озвучил другую просьбу: немного задержать начало матча, поскольку из-за пробок на дорогах многие болельщики опаздывали на игру. Им вновь было отказано.

Таким образом, к моменту стартового свистка перед турникетами стадиона скопилась толпа народа, которая не успела попасть на трибуны. Начальник безопасности, опасаясь начала давки, дал приказ пропустить всех без проверки билетов, рассудив, что количество «зайцев» в толпе невелико. Огромное количество болельщиков хлынуло на заполненные секторы, отведенные для болельщиков «Ливерпуля» — соседние трибуны, на которых было намного больше места, оставались закрытыми.

Поскольку гостевые сектора были со всех сторон ограждены решеткой, фанаты «Ливерпуля» оказались в ловушке — со стороны единственного возможного выхода напирала толпа. Люди, прижатые к ограждению, начали задыхаться и перелазить через решетку, из-за чего матч был остановлен уже на 6 минуте. Полиция не смогла разобраться в ситуации: решив, что фанаты хулиганят, стражи правопорядка начали загонять их обратно на места.

В результате давки погибло 96 болельщиков «Ливерпуля», еще 766 человек получили травмы. Полиция попыталась переложить всю вину за случившееся на фанатов. Через 4 дня после трагедии популярная газета The Sun опубликовала лживую статейку, в которой сообщалось, что на сектор ворвались пьяные болельщики «Ливерпуля», которые мочились на полицейских и пожарных, обчищали карманы погибших и нападали на копов, которые оказывали первую помощь пострадавшим. Но дальнейшее расследование доказало лживость подобных утверждений — давку спровоцировали неумелые действия полиции и службы безопасности стадиона.


4. Мюнхенская трагедия малышей Басби

Мюнхенская трагедия

Это сейчас «Манчестер Юнайтед» — всемирно известный бренд, который не нуждается в представлении. Но в далеком 1955 году это была молодая команда, не слишком известная за пределами Англии. Из-за юного возраста игроков ее называли «малышами Басби» (их средний возраст составлял 22 года), — в честь великолепного Мэтта Басби, который тренировал команду с 1945 по 1971 годы. В конце 40х «Манчестер» трижды занимал второе место чемпионата Англии и сумел завоевать кубок Англии. С 1955 по 1958 годы манкунианцы дважды подряд стали чемпионами Англии. В 1957 году МЮ впервые среди английских клубов сыграл в Кубке европейских чемпионов, где дошел до полуфинала.

Попробуйте представить то, что стоит за этой сухой статистикой: во второй половине 50х «Манчестер Юнайтед» представлял собой невероятно симпатичную команду. Молодые ребята, которым едва исполнилось 20, обыгрывали именитых «стариков», уверенно завоевав титул чемпионов Англии и показывая такую же качественную игру на международной арене. Также было и в 1958 году: отправившись на ответный четвертьфинальный матч Кубка европейских чемпионов с «Црвеной Звездой» в Белград, «Манчестер» сыграл в ничью 3:3. Поскольку первую игру в Манчестере «малыши Басби» выиграли со счетом 2:1, этого было достаточно, чтобы пройти в полуфинал.

По дороге домой, 6 февраля 1958 года, самолет с командой на борту совершил посадку для дозаправки в Мюнхене. Но с взлетом не заладилось: две попытки подняться в воздух завершились неудачей, и пилоты, не желая ждать до утра, снова попытались взлететь. Начался снегопад — взлетная полоса оказалась не до конца расчищенной и снежная кашица, которая скопилась в конце полосы, затормозила разгон самолета. Не набрав нужную скорость, авиалайнер врезался в забор, зацепил дом, находившийся за ограждением взлетной полосы, и загорелся.

21 человек, находившийся на борту, погиб мгновенно. Многие пассажиры потеряли сознание. Опасаясь взрыва топлива, командир воздушного судна дал команду эвакуироваться. Не смотря на это, вратарь «Манчестера» Гарри Грег остался вытаскивать раненных товарищей. Впрочем, и сам командир рейса, Джеймс Тейн, остался возле горящего самолета, пытаясь погасить пламя.

В результате катастрофы погибло 8 игроков «Манчестер Юнайтед». Еще двое из-за полученных травм были вынуждены завершить спортивную карьеру. Это было тяжелое время для «Манчестера». Многим казалось, что клуб завершит свое существование — он выбыл из чемпионской гонки и по итогам сезона занял только 9 место. Тем не менее, манкунианцы смогли перевернуть эту трагичную страницу своей истории и двигаться дальше. Эти события легли в основу фильма «Мюнхенская трагедия» (2011).


3. Лима (Перу) — крупнейшая трагедия в истории футбола

давка Лима Перу

Крупнейшая трагедия (по количеству жертв) в истории футбола произошла в 1964 году в Лиме, столице Перу. 24 мая сборные Перу и Аргентины разыгрывали между собой право выступать на Олимпийских играх в Токио. Аргентина сумела повести в счете, но за 2 минуты до конца матча перуанцы сумели забить ответный гол. Вот только арбитр заметил нарушение в атаке и взятие ворот не засчитал.

Трибуны были в ярости. Один фанат сумел выбежать на поле, желая пинками объяснить арбитру его неправоту. Но до судьи он не добрался: бедолагу остановили полицейские, решив навешать ему тумаков на глазах десятков тысяч разозленных болельщиков. Итог предсказуем: болельщики устроили массовую драку с полицейскими, а судья спешно увел команды с поля.

Возникла давка: одни рвались в бой, чтобы восстановить справедливость, другие пытались побыстрее покинуть стадион. В результате многих просто затоптали. Беспорядки перекинулись со стадиона на улицы Лимы, начались погромы и поджоги. Правительство было вынуждено ввести в городе военное положение, которое отменили только через месяц. В результате беспорядков погибло 328 человек, более 500 получили ранения. А сборная Аргентины отправилась на Олимпиаду в Токио, где заняла последнее место в группе.


2. Айртон Сенна: смерть чемпиона

Айртон Сенна

Кажется, Формула-1 по умолчанию должна быть смертельно опасной. Но на практике смертельных трагедий в мире автогонок не так много, как в том же футболе: во-первых, гонщиков намного меньше, чем футболистов, а во-вторых, они редко набиваются по 50 человек в один самолет, что исключает возможность массовой гибели представителей этого спорта. Тем не менее, одна трагедия надолго осталась в памяти всех поклонников Формулы-1 — это гибель замечательного бразильского гонщика Айртона Сенны.

В 1994 году бразильцу исполнилось 34 года. Первые гонки сезона выиграл Михаэль Шумахер и, несомненно, Сенна был настроен выиграть третью гонку — Гран-при Сан-Марино. Во время квалификации в серьезную аварию попал приятель Айртона, Рубенс Баррикелло. После этого происшествия Сенна пришел к выводу, что необходимо пересмотреть стандарты безопасности в Формуле-1.

Сенна факты

На следующий день, во время очередной квалификации, погиб австрийский гонщик Роланд Ратценбергер. До этого аварий со смертельным исходом на трассах Ф-1 не было уже 12 лет, поэтому смерть начинающего австрийского пилота была шокирующей новостью. Сенна, как и другие гонщики, еще больше укрепился в уверенности, что необходимо ужесточить правила безопасности — в воскресенье пилоты Формулы провели собрание, посвященное этому вопросу.

Под впечатлением от этих событий, Сенна решил посвятить победу в гонке Ратценбергеру — он даже спрятал в рукаве флаг Австрии, который, вероятно, планировал развернуть в случае победы. Но этого не случилось: на 7 круге болид Айртона Сенны на повороте вылетел с трассы и, на скорости 218 км/час, врезался в бетонную стену. Так, 1 мая 1994 года, оборвалась жизнь великого гонщика.

После гибели Сенны нормы безопасности в автоспорте были всерьез пересмотрены — с тех пор во время гонок Формулы-1 погиб только один пилот (Жюль Бьянки, в июле 2015).


1. Невероятное чудо в Андах

чудо в андах

13 октября 1972 года молодая команда регбистов «Old Cristians» отправилась из Монтевидео (Уругвай) на игру в Сантьяго (Чили). Из-за непроглядных облаков, пилоту приходилось ориентироваться исключительно по приборам, которые в то время были не самыми точными. Ошибка в расчетах оказалась фатальной: решив, что самолет уже преодолел Анды, командир экипажа дал команду на снижение.

Низкая видимость не позволила заранее обнаружить опасность: скалы, вынырнувшие из облаков, стали непреодолимым препятствием. Ударившись хвостом о горную вершину, самолет рухнул на снежный склон и заскользил вниз по склону. К счастью пассажиров, он не врезался в камни, а зарылся в снег. Из 45 человек, находившихся на борту, 12 погибли сразу, еще 5 скончались на следующее утро. Выжившие оказались в отчаянном положении: практически без еды и медикаментов, без альпинистского снаряжения и теплых вещей. Спасательная операция, организованная властями, оказалась безуспешной — выживших не нашли.

Через 10 дней, когда припасы иссякли, потерпевшие были вынуждены принять тяжелое решение — поедать замерзшие трупы своих товарищей. Ведь никакой другой пищи на высокогорье не было, только скалы и снег. Впрочем, и такой жуткий провиант был не бесконечен. Поэтому один из выживших, Нандо Паррадо, отважился на переход через Анды — с самодельным снаряжением, без всякой подготовки и провизии (если не считать таковой куски мертвечины в рюкзаке).

Он и его товарищ, Роберто Канесса, сумели преодолеть 65 км по безлюдной снежной пустыни и добраться через неприступные скалы до границы Чили. Их подвиг позволил спастись 16 людям, которые сумели выжить до того времени. Всего пассажиры самолета провели в Андах 72 дня.

Эта удивительная история заслуживает более детального рассказа. Лучше всего поведать о случившимся может документальный фильм под названием «Остаться в живых. Чудо в Андах».

Не будь снобом... Сделай репост!

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ