Рецензия на «Убик» Филипа Дика. Объясняем концовку

С какой целью вы читаете рецензии на литературные произведения? Моим мотивом всегда была одна из трех причин. Первая: чтобы в общих чертах понять что к чему и успешно сдать контрольную по литературе. Но маловероятно, что это ваш случай, поскольку творчество Дика не изучают в школе.

Вторая причина: вы задумываетесь, что почитать и хотите без спойлеров узнать мнение читателей о конкретной книге. Разочарую вас, в этой статье будут спойлеры, но уверяю (как бы странно это ни звучало), они ничуть не портят удовольствие от прочтения «Убика».

Третья причина (и это возможно ВАШ случай),- вы дочитали «Убик» и зареклись больше никогда не читать Филипа Дика. Но избавиться от назойливой мысли «что за бред я прочел?» почему-то никак не удается… И вот вы здесь, чтобы понять, почему «Убик» — культовый роман, один из лучших в своем жанре. Чем он уникален, как им вдохновлялись создатели «Матрицы», «Начала», «Ванильного неба» и «Брандашмыга»?

Что ж, я вас хорошо понимаю. И попытаюсь всё объяснить, как умею. 😉


Моя рецензия на «Убик»


Почерк гения

Особенностью творчества Филипа Дика является непревзойдённое мастерство «разрушать реальность». Скил, выделяющий Дика на фоне других фантастов, его визитная карточка.

Для примера можно взять самый раскрученный в массовой культуре роман писателя,- «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (был экранизирован под названием «Бегущий по лезвию»). В нем нам расскажут историю Рика Декарда, охотника за беглыми андроидами.

Обсуждая в романе тему человечности (что делает нас людьми? какие чувства или поступки превозносят нас над человекоподобными роботами?), по ходу сюжета Дик сеет в умы читателей сомнения по поводу природы главного героя. Кто такой сам Декард: человек или перепрограммированный робот? Автор приводит доводы сначала в пользу первой версии, затем в пользу второй, но ответ на поставленный вопрос оставляет открытым. И восприятие романа во многом зависит от того, кем является главный герой лично для вас,- человеком или андроидом.

На съемках «Бегущего по лезвию» Харрисон Форд и Ридли Скотт часто спорили о природе Декарда. Актер считал его человеком, режиссер — репликантом.

Теперь, когда мы лучше понимаем почерк Филипа Дика, можем переходить к «Убику», в котором, выбивая почту из под ног читателя, автор превзошел самого себя.


Сюжет

убик обложкаДействие романа разворачивается в 1992 году. Некоторые люди получили сверхъестественные способности и распорядились ими по своему. Одни читают ваши мысли, чтобы шантажировать или перепродавать секретные данные конкурентам по бизнесу. Другие умеют блокировать воздействие телепатов и предлагают вам свою защиту.

Также в мире будущего существует технология, позволяющая поддерживать мозговую активность человека после смерти. Это состояние называют «полужизнью». Главное, нужно вовремя поместить человека в особую морозильную камеру (она погружает мозг умершего в криостаз), после чего с ним можно выходить на связь с помощью специальной техники.

Джо Чип работает на Глена Рансайтера, главу корпорации по борьбе с телепатами. Подписав крупный контракт, группа отправляется на Луну. Там их ждет ловушка и в результате взрыва Рансайтер получает тяжелое ранение. На всех парах Джо с командой мчится на Землю, чтобы успеть поместить Глена в криокамеру.

А дальше начинается магия Филипа Дика: кто на самом деле погиб от взрыва бомбы, а кто выжил; почему время идет вспять (за окном вдруг 1939 год), а герои быстро стареют; кто подложил бомбу?.. И в то время, как мозг пытается ответить на эти вопросы, перед нами раз за разом полностью рушится и вновь создается само представление о реальности. Крышу сносит даже самому подготовленному читателю.

К слову, этот прием, доведенный в «Убике» до совершенства, мастерски использует в своих фильмах Кристофер Нолан. Вдохновившись творчеством великого фантаста, режиссер научился так искусно играть со временем (фильм «Помни») и запутывать зрителя (фильм «Начало», в котором Нолан играет с реальностью и несколькими уровнями сна), что зритель в экстазе ждет концовки, которая расставит всё на свои места. Кстати, концовку «Начала» мы еще обсудим…


Что это было?!

Знакомьтесь, творчество Филипа Дика в одном рисунке

Если эта фраза передает ваше впечатление от романа в целом и от его финала в частности, вот мой ответ на ваш вопрос. «Убик» — это психоделика в чистом виде, в лучшем ее обличье.

К сожалению, Дик имел склонность к тревожным расстройствам, он активно употреблял наркотики и со временем превратился в параноика. Безусловно, такой бэкграунд отразился на творчестве писателя. Но отмахиваться от величия Дика, называя его романы «бредом сумасшедшего» было бы глупо. Поскольку бреда в них как раз то и нет.


Поднятые в «Убике» темы

Их несколько и не уверен, что я смогу перечислить все. Скромно признаюсь, что не настолько силен, чтобы анализировать такие глубокие произведения. Тем не менее, глаза боятся, руки делают:

  1. Коммерция. В мире романа платить нужно буквально за воздух, которым дышишь. Показывая абсурдность происходящего, автор побуждает задуматься о том, как сильно деньги влияют на нашу жизнь.
  2. Эвтаназия. Введя в роман сюжет с «полужизнью» и возможностью ещё несколько лет быть рядом с любимыми нам людьми, автор размышляет о гуманности и целесообразности искусственного продолжения жизни. Может, эвтаназия — лучший выход для всех?
  3. Теология. Универсальный чудодейственный товар, так называемый «Убик», не что иное, как божественная сила. Подобно аэрозолю «Убик» (название происходит от английского слова ubiquity — «вездесущность»), который помогает бороться с разрушением и деградацией, только Бог может устранить окружающий нас хаос.
  4. Философия. Дик увлекался философией, и в «Убике» он гениально воплотил самую яркую свою идею — идею об иллюзорности реальности.

В начале романа читатель уверенно «держится в седле», он понимает в каком направлении движется история, где здесь правда, а где выдумка, но затем легким щелчком по носу писатель открывает нам глаза на «настоящее» положение дел. Но является ли теперешнее «настоящее» реальным или перед нами очередная голограмма? Не успели мы ответить на этот вопрос, как получили новый щелчок по носу, а затем ещё, ещё и ещё.

И потому главный вопрос, который задает Дик в «Убике», следующий: если иллюзия так похожа на реальность, как отличить, где иллюзия, а где реальность?

Думаю, не стоит объяснять, каким произведением вдохновлялись создатели «Матрицы»

Открытый финал

Итак, нам КАЖЕТСЯ, что всё утряслось и стало на свои места. Должно утрястись, ведь мы читаем последнюю страницу… Вот Глен Рансайтер достает кошелек, чтобы расплатиться… и видит на деньгах профиль Джо Чипа! Феноменально, как Дик одной единственной фразой переворачивает всё предыдущее действие (снова!) и громко хлопает на прощание дверью.

Жалкая пародия на неповторимый оригинал

Да, финал «Убика» открытый, каждый из нас может быть творцом его концовки. И тут впору вспомнить концовку «Начала». Герой Ди Каприо возвращается к детям, а на столе крутится волчок. Перед нами лишь два варианта: упадет или нет. Кобб либо вернулся в реальность, либо остался во сне.

Как становится очевидным после прочтения «Убика», Нолан вдохновлялся не только концепцией в целом, но и позаимствовал у Дика идею концовки своего фильма. Вот только Дик дает нам куда больше вариантов для финала:

  1. Рансайтер выжил, Джо и компания в криокамере
  2. Джо выжил, Рансайтер в криокамере
  3. Погибли все, просто каждый видит в «полужизни» свои галлюцинации. Возможно ли, что кто-то проводит над командой Рансайтера опыты?
  4. Все выжили и просто спят (согласен, банально)
  5. Как объяснить монету с профилем Джо? «Полуживые» вторглись в реальный мир?..
  6. …или два мира научились мирно сосуществовать, проникая друг в друга?

И поверьте, это лишь основные вариантов финала. Если анализировать каждый пласт реальности, созданный Диком в «Убике», можно придумать еще не одну интерпретацию концовки. Перед нами роман, который можно перечитывать с большим удовольствием, замечая намеки и детали, которые нарисуют в вашем воображение новую концовку, отличающуюся от предыдущей.


Моя личная концовка

Рансайтер жив, Джо с остальными погиб и находится в криокамере. Из мира «полуживых» можно влиять на события в нашем, реальном мире.

И разгадка ко всему — психопат по имени Джори. Подсказку я увидел в первом разговоре Джори с Джо Чипом. Когда они знакомятся, мальчик говорит, что у него несколько имен,- иногда он называет себя Мэттом, иногда Биллом.

Перед тем, как команда Рансайтера вылетела на Луну, двоим участником группы приснился странный сон. Одному снился Мэтт, другому Билл, и в обоих случаях человек из сна угрожал жестокой расправой. Выходит, находясь в криокамере, Джори смог присниться живущим в реальном мире и, что логично, смог организовать взрыв на Луне, чтобы воплотить в жизнь свои угрозы.

А теперь еще одна немаловажная деталь — отношение Джо Чипа к деньгам. Именно она проливает свет на фальшивые деньги с профилем Джо, которые Рансайтер достает из кошелька в самой концовке.

Джо всегда раздражало, что жизнь пропитана коммерцией, когда ты должен платить даже за то, чтобы попасть в собственную квартиру, чтобы открыть свой холодильник… Разве не логично, что найдя способ повлиять на события в реальном мире, Джо наносит удар именно по коммерческой системе? По тому, что давно пора уничтожить.

Как-то так… Сегодня такая концовка мне кажется максимально логичной. Но существует большая вероятность, что перечитав «Убик», я приду к другим выводам. И с творчеством Дика по иному не бывает.


Выводы

Филип Дик умел создавать детализированные миры и глубоких персонажей. Он умел удивлять и ставить в тупик. Читать Дика интересно, а перечитывать еще интересней. Но начинать свое знакомство с творчеством гения я советую с «легкой артиллерии». Прочтите несколько его рассказов или замечательный роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?».

Если же вы уже прочли «Убик», пишите свои впечатления в комментариях, однозначно будет интересно послушать ваше мнение.

Рейтинг
( 12 оценок, среднее 4.67 из 5 )
Ralph/ автор статьи

Я красив, умен и у меня есть Снежана ;)

Загрузка ...