Каждый год в США проходит церемония награждения лучшего автомобиля — World Car of the Year. В голосовании принимают участие журналисты автомобильных изданий из 20 стран. В принципе, о победителях WCOTY можно узнать из Википедии. Но у нас интереснее: мы дополнили их список меткими цитатами Джереми Кларксона и других ведущих «Top Gear», а также своими субъективными впечатлениями.
Поскольку эта номинация существует недавно, по сути, это рейтинг самых красивых современных машин. Старой классики здесь нет. Надеемся, когда-то появится расширенная подборка, которая охватит самые красивые авто за всю историю. А пока что посмотрим, на что сподобились автомобильные дизайнеры 21 века.
Самые красивые автомобили 21 века
10. Citroen C4 Cactus
- Лучший автомобильный дизайн 2016 года
Когда-то инженеры Citroen были похожи на сообразительных студентов, которые пытаются разобраться в окружающем мире и вечно ставят все под сомнение. Они внимательно следили за тем, что выпускали другие компании, чтобы сделать нечто противоположное. Так появились передние поворачивающиеся фары и кузов, который использовался в качестве рамы для шасси.
Потом все поменялось. Возможно, инженеры Citroen провели отпуск вместе с сотрудниками Peugeot — знаете, «худое сообщество портит полезные привычки» и все такое. В любом случае, с ними что-то случилось — они стали скучными.
Но Citroen C4 Cactus подарил надежду. Посмотрите, как выглядит эта машина: может быть, ее создатели снова стали безумными и отважными? Увы, это не так. Да, в ней есть необычные решения: например, водительское сидение явно рассчитано на тех, у кого руки и ноги одной длины. Но по какой-то причине многие находят это неудобным. И хотя выглядит Cactus, как быстрый кроссовер, по факту даже супертанкер разгоняется чуть быстрее.
9. BMW i3
- Лучший автомобильный дизайн 2014 года
BMW i3 — немецкий электрокар, а точнее гибрид, рассчитанный удовлетворить массовое увлечение эко-транспортом. Немцы создали отдельный модельный ряд, присвоив ему букву «i». Остается только догадываться, связано ли это как-то с Apple?
В 13 серии 1 сезона «Grand Tour», Джеймс Мэй и Джереми Кларксон устроили состязание прошлого с будущим. Кларксон на VW Golf GTI олицетворял ушедшую эпоху, а Джеймс Мэй сел за руль транспорта завтрашнего дня — электромобиля BMW i3. Правда, будущее оказалось не таким уж и захватывающим: 90 км/час и часовые остановки для заряда батареи привели к тому, что бедняга опоздал на концерт Роджера Долтри.
Впрочем, Джеймс Мэй знает об этом автомобиле не только благодаря последнему эпизоду Grand Tour. Он обозревал BMW i3 в одной из серий «Народных автомобилей Джеймса Мэя» (2 сезон, 3 серия) и даже сам приобрел один такой «дорогущий кондиционер с аккумуляторами».
Но все достоинства BMW i3 не отменяют того факта, что внешне он напоминает разжиревшего мопса. Неужели на этой планете только Илон Маск умеет делать красивые электромобили?
8. Audi TT
- Лучший автомобильный дизайн 2007 года
Современные ТТ более мужественные: у них меньше плавных изогнутых линий. Но долгое время эта машина выглядела иначе — прямо как на фото. Цитируя инженеров Audi, Кларксон поведал, что Audi TT была выполнена в стиле баухауз — это означает «машина, которая нравится стюардесам». Она слишком женственна — при том без всякой утонченности. Как броские клипы с гламурными певицами, которые часто крутят в пиццериях.
И вот что еще я заметил: в моем небольшом городке в конце 2000х годов на таких машинах очень любили кататься арабы, у которых был собственный отельный бизнес или состоятельные родители. Эта машина, с ее женственным дизайном, каким-то образом идеально вписывалась в их представление о красивой жизни. И гармонировала с их стильными прическами с тонной геля на волосах.
У меня бывает ностальгия по тем временам. В моих воспоминаниях тогда все было отлично: дешевая электроника и никаких глобальных политических проблем. Но Audi TT является ярким напоминанием того, что каждая эпоха имеет свои недостатки. Странно, что профессиональные журналисты WCOTY считают иначе.
7. Mazda MX-5
- Лучший автомобильный дизайн 2016 года
Mazda MX-5 выпускается с 1989 года — она старше меня. Я помню, как в подростковые годы гонял на ней в Need for Speed: Undeground. И вот, проходит еще лет 10 и ее признают самой красивой машиной 2016 года. Возникает закономерный вопрос: куда же уважаемые ценители автомобильной красоты смотрели все эти 25 лет?
Дело в том, что Mazda MX-5 — это не ВАЗ. Потому ее внешний облик на протяжении этих лет постепенно менялся. И если на момент выпуска она выглядела наивно и дурашливо, как мокрый щенок, то теперь она возмужала и стала серьезней. Чем не история про гадкого утенка? Правда, в конце этой истории MX-5 превращается не в лебедя, а в бойцовского кролика.
6. Fiat Nuova 500
- Лучший автомобильный дизайн 2009 года
Fiat 500 выпускался в 60-70х годах: надо же было кому-то конкурировать с Фольксвагеном Жуком. Но потом Жук вышел из моды. И Fiat 500. И даже горбатый Запорожец — их время прошло. Впрочем, все новое — это хорошо забытое старое; история развивается по спирали и вообще, нет ничего нового под солнцем. Примерно так подумали инженеры Fiat и в 2007 году создали «ремастеринг» успешной «пятисотки», дав ей название Nuova 500.
Не смотря на то, что по-размеру эта машина чуть больше ботинка, она оказалась довольно удачной. По-сути, это тот же Mini Cooper, только меньше, дешевле и экономичнее. И, самое главное, симпатичнее — она похожа на какого-то мышонка из мультфильмов Диснея.
Правда, Джеймсу Мэю эта машина не понравилась: по его мнению, она слишком нелепая и смешная. Чего не скажешь о Кларксоне, который тестировал ее спортивную модификацию Nuova 500 Abarth (12 сезон, 2 серия) и остался доволен.
5. Range Rover Evoque
- Лучший автомобильный дизайн 2012 года
Не секрет, что ведущие Top Gear неровно дышат к Range Rover. Но даже они в свое время раскритиковали их за дешевые понты, которые стали неотъемлемым атрибутом последних моделей RR. Поэтому вдвойне удивительно, что Range Rover Evoque оказался вполне пристойной и хорошей машиной. Это как если бы в семье истеричной супер-модели и футболиста АПЛ вырос сообразительный и воспитанный ребенок.
Так что Range Rover Evoque — не очередная модель с глянцевого журнала, которая не может самостоятельно приготовить яичницу. Это практичная и красивая машина у которой, наконец-то, убрали ненужные решетки радиатора на дверях.
В 2011 году Range Rover Evoque был признан лучшим автомобилем года по версии Top Gear. После этого прошел целый год, всякие профессиональные журналисты собрались в США, посмотрели на Evoque и коллективно восхитились: «Ух ты, какая красивая машина!» — как будто об этом не было сказано в лучшем автомобильном шоу еще год назад.
В 17 сезоне, 3 эпизоде Top Gear Джеймс Мэй пробирается на этой машине через Долину Смерти в Калифорнии.
4. Aston Martin Rapide
- Лучший автомобильный дизайн 2011 года
Aston Martin должен быть свирепым и элегантным — как и положено машине Джеймса Бонда. Но Aston Martin Rapide немного другой. Он выглядит как причина того, почему Бонд пересел на BMW.
Например, это первый за долгое время 4-местный Aston Martin. Зачем Бонду 4-местный седан? Разве ему нужны пассажиры? Он будет подвозить детишек в школу? Простите, но Aston покупают только по одной причине — чтобы представлять себя агентом 007. И если новая модель не вписывается в эту концепцию, то какой в ней смысл?
Опять же, внешне она выглядит хорошо. В принципе, это все, что нас интересует — ведь этот рейтинг посвящен лучшему дизайну. Но если оценивать ее всесторонне, то Кларксон уверяет: она потеряла былую дерзость. Это довольно прямолинейное авто, рассчитанное на дальние путешествия: с комфортом и без экстрима.
3. Audi R8
- Лучший автомобильный дизайн 2008 года
Этот полноприводный спорткар вышел в 2007 году и выпускается до сих пор. Инженеры Audi с завидным упорством пытаются вдохнуть в него вторую жизнь, придумывая все новые и новые версии рестайлинга.
В 2008 году награда за лучший дизайн была вполне заслуженной. Но сейчас, спустя 10 лет, никто не смотрит на Audi R8. И непонятно, почему бы Audi просто не перелистнуть эту страницу истории и не попробовать придумать нечто новое?
Вместо этого они добавляют все больше умной электроники для комфортной и спокойной езды. Тестируя в 2015 году очередную версию R8, Кларксон точно выразил изменения, произошедшие с машиной за последнее десятилетие:
- «Я готовился укрощать огнедышащего рейвера, а не ботана-айтишника».
2. Chevrolet Camaro
- Лучший автомобильный дизайн 2010 года
Первые Chevrolet Camaro были шедевральны. Они были созданы, чтобы навязать конкуренцию Ford Mustang — тогдашнему доминатору на рынке масл-каров. В какой-то момент могло показаться, что им это удалось — первое поколение Camaro было великолепным. Модель 1967 года может заслуженно считается одним из лучших мускул-каров в истории. Но приблизиться к успеху Mustang им не удалось. Следующие поколения Camaro оказались не такими успешными, а в 2002 году их производство и вовсе прекратилось.
Но на этом история легендарного автомобиля не закончилась: в 2009м General Motors выпустили пятое поколение Chevrolet Camaro — и как же хорошо выглядела эта машина! Она снова обрела былое великолепие и впервые за последние 50 лет осмелела настолько, что снова бросила вызов Мустангу.
Впрочем, Кларксон считает Камаро тупой и детской машиной, на которой ездят только серийные убийцы. Он утверждает, что в Камаро даже Стиг чувствует странное желание убить почтальона.
Это справедливое замечание. Действительно, Chevrolet Camaro — зловеще красивое авто, которое может претендовать на роль предводителя десептиконов (это «злые» машины из «Трансформеров», если что). Тем не менее она прекрасна. Стоит ли уточнять, что она нравится Хаммонду?
- «Это лучшее предложение на сегодняшний день: икона масл-каров, рожденная заново» (Ричард Хаммонд)
1. Jaguar F-Type
- Лучший автомобильный дизайн 2013 года
Jaguar E-type был одним из красивейших авто ХХ века. Это мнение разделяют Энцо Феррари, редакторы The Guardian и The Daily Telegraph, сотрудники Нью-Йоркского музея современного искусства… В общем, это мнение не безосновательно.
Но с момента создания E-type прошло добрых 50 лет. Чтобы не жить былыми заслугами, британцам необходимо было создать нечто новое, но столь же красивое. Так появился Jaguar F-Type — идейный наследник той самой классической модели Е.
F-Type быстро окрестили самым злым «Ягуаром». Это громкая и брутальная машина издает такое рычание, что рев разъяренного льва на ее фоне покажется мурлыканьем котенка. А при переключении передачи она фыркает как гиппопотам. По словам Джереми, этот звук прямиком из 60х — эпохи E-type.
И да, это по-прежнему одна из красивейших машин за всю историю автомобилестроения.